Спешу обрадовать: речь развивается естественным образом. Ведь мы так задуманы. И это с одной стороны длительный процесс, а с другой - спонтанный и быстрый. Здесь главное - не торопить малыша и самим оставаться спокойными. У этого спокойствия две грани: (1) твердая уверенность в том, что все равно начнет говорить; (2) объективные знания, как формируется и развивается речь (т.н. онтогенез речи). Эта статья как раз про знания.
Становление речи проходит в несколько этапов, условно назову их доречевой э. и, собственно, речевой э. Здесь стоит остановится и определиться, что же подразумевается под речь. Пусть будет речь - словесное выражение дум, понятное любому собеседнику. В этом смысле доречевой этап может длиться до 3 лет жизни малыша, который плавно перетекает в речевой этап.
ДОРЕЧЕВОЙ этап.
Все начинается еще в род.доме, когда тебе приносят пунцовый комочек, который сразу же прижимаешь к груди; малыш как-то пытается сосать молозиво из груди... и тут происходит первая стимуляция губ и языка. Это самая ранняя предпосылка к овладению речью. У нас с Федей вышел конфуз: я его прикладываю, а он рот не открывает. Я ему легонько нажала на подбородок, ротик приоткрылся, а надо-то широко - я еще чуть нажала... и так, пока не раскрыл Федя широко рот. Еще 3 месяца я его так учила молоко сосать.
А дальше происходят, казалось бы, совсем не речевые процессы: учится держать голову, на коленки вставать, раскачиваться на них, ползти, сидеть, вставать, ходить за ручку, а потом самостоятельно (т.н. психомоторные процессы) - и все они протекают естественно и автономно, т.е. не требуя совершенно никакого постороннего вмешательства. Здесь родительская задача - быть рядом, наблюдать, охраняя, либо чуть поддерживая чадо. Каждый ребенок осваивает эти навыки в одной неизменной последовательности (это то, что нас роднит), но с разной скоростью, однако, в пределах одного года. Хотя нередки случаи, когда детки начинают ходить в 1 г. 2 мес. или еще чуть позже, но и это в пределах нормы.
К чему я об этом пишу? К тому, что эти двигательные навыки стимулируют дальнейшее развитие головного мозга, но не отдельной его части, а всего целиком. Известно, что в головном мозге разные его зоны / отделы / части (как хотите называйте) отвечают за работу определенных органов. Есть в нем и речевая зона, точнее, их несколько; и они возбуждаются (а значит, стимулируются) соседними, очень близко расположенными, зонами.
Поэтому, на мой взгляд, самое важное в первый год жизни малыша - убедиться, что его физическое развитие идет своим чередом.
На десерт...
Что касается общения. Для малыша, опять же на мой взгляд (а мой взгляд устремлен на Федю), общение сводится к эмоционально-физическом контакту. И здесь стоит выбросить из головы все теории раннего воспитания, которые вы прочитали и хотите воплощать, и настроиться на то, что действительно нужно малышу. Лично я планировала внедрение системы "Тихая ночь" (одна моя знакомая, кстати ее использует и со вторым своим ребенком). Но потом через 3 месяца после родом вдруг поняла, что это ненужное, пустое... и тогда у нас действительно наступили тихие ночи.
Для начала, думаю хватит, чтобы на сутки переварить.
Становление речи проходит в несколько этапов, условно назову их доречевой э. и, собственно, речевой э. Здесь стоит остановится и определиться, что же подразумевается под речь. Пусть будет речь - словесное выражение дум, понятное любому собеседнику. В этом смысле доречевой этап может длиться до 3 лет жизни малыша, который плавно перетекает в речевой этап.
ДОРЕЧЕВОЙ этап.
Все начинается еще в род.доме, когда тебе приносят пунцовый комочек, который сразу же прижимаешь к груди; малыш как-то пытается сосать молозиво из груди... и тут происходит первая стимуляция губ и языка. Это самая ранняя предпосылка к овладению речью. У нас с Федей вышел конфуз: я его прикладываю, а он рот не открывает. Я ему легонько нажала на подбородок, ротик приоткрылся, а надо-то широко - я еще чуть нажала... и так, пока не раскрыл Федя широко рот. Еще 3 месяца я его так учила молоко сосать.
А дальше происходят, казалось бы, совсем не речевые процессы: учится держать голову, на коленки вставать, раскачиваться на них, ползти, сидеть, вставать, ходить за ручку, а потом самостоятельно (т.н. психомоторные процессы) - и все они протекают естественно и автономно, т.е. не требуя совершенно никакого постороннего вмешательства. Здесь родительская задача - быть рядом, наблюдать, охраняя, либо чуть поддерживая чадо. Каждый ребенок осваивает эти навыки в одной неизменной последовательности (это то, что нас роднит), но с разной скоростью, однако, в пределах одного года. Хотя нередки случаи, когда детки начинают ходить в 1 г. 2 мес. или еще чуть позже, но и это в пределах нормы.
К чему я об этом пишу? К тому, что эти двигательные навыки стимулируют дальнейшее развитие головного мозга, но не отдельной его части, а всего целиком. Известно, что в головном мозге разные его зоны / отделы / части (как хотите называйте) отвечают за работу определенных органов. Есть в нем и речевая зона, точнее, их несколько; и они возбуждаются (а значит, стимулируются) соседними, очень близко расположенными, зонами.
Поэтому, на мой взгляд, самое важное в первый год жизни малыша - убедиться, что его физическое развитие идет своим чередом.
На десерт...
Что касается общения. Для малыша, опять же на мой взгляд (а мой взгляд устремлен на Федю), общение сводится к эмоционально-физическом контакту. И здесь стоит выбросить из головы все теории раннего воспитания, которые вы прочитали и хотите воплощать, и настроиться на то, что действительно нужно малышу. Лично я планировала внедрение системы "Тихая ночь" (одна моя знакомая, кстати ее использует и со вторым своим ребенком). Но потом через 3 месяца после родом вдруг поняла, что это ненужное, пустое... и тогда у нас действительно наступили тихие ночи.
Для начала, думаю хватит, чтобы на сутки переварить.
No comments:
Post a Comment